Многочисленные исследования специалистов в области раннего детства подтверждают, что первые три года жизни ребенка являются чрезвычайно важным и ответственным этапом в его развитии.
В этом возрасте закладываются основы для благополучного развития всех психических функций ребенка. Поэтому своевременное выявление возможных отклонений в развитии маленького ребенка чрезвычайно важно.
В связи с этим повышается значимость Служб раннего выявления проблем развития детей и оказание семье своевременной комплексной психолого-педагогической помощи.
Такая Служба функционирует в Центре №7 «Способный ребенок».
Специалисты службы:
— Специалист по ранней детской коммуникации (логопед) |
|
— Специальный педагог (дефектолог) |
|
— Педагог-психолог |
|
— Педагог дополнительного образования |
Основные направления деятельности службы:
- Диагностическое направление — своевременное выявление детей раннего возраста, имеющих проблемы в развитии, определение их индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей.
- Консультативно — просветительское направление – обогащение родителей информацией, знаниями о существующих современных технологиях, способах развития детей и взаимодействиях с ними, о формировании родительской позиции.
- Профилактическое направление – предупреждение отклонений в нервно – психическом и личностном развитии детей. Обогащение родителей способами развития детей.
- Информационное направление – взаимодействие со СМИ, проекты. конференции, форумы, разработка методических материалов для родителей детей раннего возраста, специалистов, работающих с детьми раннего возраста.
Услуги, предоставляемые семьям детей раннего возраста:
- Диагностика уровня нервно-психического развития ребенка от 0 до 3 лет (психолого-педагогическая), предоставление рекомендаций по результатам диагностики для развития ребенка раннего возраста, его ресурсов и потенциала (устные и письменные).
- Индивидуальное консультирование семей (специалистом по ранней коммуникации, специальным педагогом, педагогом-психологом, педагогом дополнительного образования).
- Индивидуальное психологическое консультирование родителей в процессе абилитации по вопросам детско-родительских отношений, особенностей нервно-психического и эмоционального развития ребенка, организации развивающей среды в домашних условиях и др.
- Занятия специалистов по индивидуальной программе с парой «мама + ребенок» (специалист по ранней детской коммуникации (логопед) + педагог дополнительного образования);
- Работа коррекционно-развивающей группы «Солнышко», целью которой является стимулирование познавательного, речевого, социального и физического развития детей преддошкольного возраста. Команда специалистов группы: специалист по ранней детской коммуникации, специальный педагог, психолог, педагог дополнительного образования.
- Реализация программы «Ответственное родительство» по развитию психолого-педагогической компетентности родителей, в т.ч. посещающих группу «Солнышко» через организацию родительских встреч, мастер-классов, тренингов, семинаров, лекций по актуальным вопросам развития и воспитания ребенка раннего возраста:
— «Я знаю, я умею, я могу!»; — «Стоп каприз»; — «Помогая, не мешай!»; — «Сами с усами» (создание развивающих тренажеров своими руками); — «Особенный ребенок»; |
— «Музыка с мамой»; — «Играем — речь развиваем!»; — «Мои первые книжки»; — «Монтессори игры дома»; — «Наши пальчики играют»; и др |
Важность развития мелкой моторики у неговорящих детей, Момотова Н.А.
Памятка для родителей детей раннего возраста, Момотова Н.А.
Чек–лист для заботливых родителей «Водичка, водичка – умой мое личико!»
Игры с детьми раннего возраста
Самый простой фланелеграф (видеоролик), Высокова Т.П.
Игры-занятия, стимулирующие речевое развитие малыша (3 месяцев)
Игровое пространство. Игры-занятия с детьми от 1 до 3 месяцев
Эмоциональная связь мамы и малыша
Игры для развития речи у детей раннего возраста (от 0 до 12 мес)
Рекомендации по развитию речи у детей второго года жизни