Размер шрифта: А А А Цвет сайта: Ц Ц Ц Изображения: Вкл Выкл Обычная версия

г. Красноярск, ул. Академика Вавилова, 86Б

т. 201-24-49

Рекомендации по развитию речи у детей третьего года жизни

Овладение речью имеет огромное значение для психического развития малыша. Речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью. Под влиянием речи перестраиваются его психические процессы: восприятие, мышление, память.

Возрастающий интерес ребенка к предметам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться к взрослым, а это возможно только при овладении речью. Подобная необходимость и является главным стимулом в усвоении речи.

Развивая речь, нужно заботиться не столько о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были подкреплены живыми образами, конкретным содержанием.     

image002

А для этого надо не только говорить с ребенком о том или другом, но и знакомить его с реальным миром вещей, явлений, событий. Надо расширять его личный опыт, наглядно обогащать его знания, обогащать его восприятие внешнего мира через органы чувств (зрение, слух, осязание и др.) и через различные действия с предметами и вещами. В этот период малыша особенно интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это»? Пользуйтесь этим благоприятным моментом, больше общайтесь с ребенком, таким образом накапливается его пассивный словарь.

ОЧЕНЬ ВАЖНЫМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АКТИВНОЙ РЕЧИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПОБУЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ К ОТВЕТУ!

Развитию речи ребенка двух лет способствует и рассматривание картинок в книжках. Для этого используются книжки из картона, содержащие одну предметную картинку на странице. Взрослый рассматривает картинки вместе с ребенком и называет изображенные предметы.  Обязательно нужно рассматривать и сопоставлять разные изображения одного и того же предмета.

Малышам  нужно читать короткие стихи, несложные ритмически, с понятными ребенку образами. Это в первую очередь потешки, песни, прибаутки. Не обязательно специально разучивать с детьми стихотворения, они сами их без труда запоминают, если стихи время от времени повторять.

На третьем году жизни дети начинают все более активно использовать в своей речи глаголы для обозначения своих действий и действий окружающих. Помогайте ему в этом – называйте все, что делаете сами, и комментируйте все действия малыша. Постепенно вводите в речь ребенка прилагательные. Старайтесь, чтобы в вашей речи их было как можно больше, тогда они будут появляться и в речи малыша.

Старайтесь использовать в речи различные падежи. Ребенок, общаясь с вами,  слышит грамматические конструкции и учится их употреблять.

image004

Используйте игры и для развития понимания предлогов НА, В, НАД, ПОД, ОКОЛО, У, ЗА.

 Особое развивающее значение имеет движение пальцев и кистей рук. Влияние мануальных действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае.

image006

Нашей народной педагогикой созданы игры «ладушки», «сорока-белобока», «коза рогатая» и другие. Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость.

Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, способствуют развитию речи ребенка в раннем возрасте.

Существуют самые разнообразные формы работы по развитию движений пальцев: пальчиковые игры, лепка, рисование, игры с мозаикой, складывание бумаги, действия с песком: пересыпание песка, лепка из сырого песка, действия с пуговицами: застегивание, расстегивание и многое другое.  При проведении работы по развитию речи необходимо помнить о главном условии успешности всех видов деятельности — ребенку должно быть интересно! У него должна быть создана положительная мотивация для занятий. Целенаправленная работа над развитием речи двухлетнего малыша поможет ему научиться  общаться, разовьет мышление, придаст уверенности и станет залогом успешности.

image008

 

Рекомендации подготовила

учитель-логопед ЦППМиСП №7

Письменная Татьяна Владимировна