Размер шрифта: А А А Цвет сайта: Ц Ц Ц Изображения: Вкл Выкл Обычная версия

г. Красноярск, ул. Академика Вавилова, 86Б

т. 201-24-49

Консультационный онлайн пункт для родителей

  1. Вопрос от Светланы Николаевны, мамы пятилетней Марии

    Подскажите, как определить ребенок правша или все же левша? Существуют ли какие-то пробы?

    1. Учитель-дефектолог Соловьева А.В.

      В настоящее время выявлено достаточное количество способов, с помощью которых, легко и просто понять какое полушарие является ведущим у ребенка. Итак, попробуйте следующие пробы:
      • Если ребенок совсем маленький, то тестом для определения ведущей руки у младенца будет наблюдение за тем какой рукой он тянется к погремушкам, весящим перед ним, берет игрушку.
      • Попросите ребенка скрестить руки на груди в «позе Наполеона». Какая рука от локтя до запястья окажется сверху, та и является ведущей. Если ребенок попробует, поменяете позиции рук, то испытает неудобство, так как он либо левша, либо правша.
      • Ребенок переплетает несколько раз подряд пальцы рук. Большой палец какой руки окажется сверху, та и является ведущей при выполнении мелких движений.
      • Посмотрите, какая рука сверху у ребенка, когда он аплодирует.
      • Обратите внимание на величину луночки ногтя большого пальца и мизинца, а также на венозную систему на руках. У ведущей руки луночка больше, а вены — крупнее.
      • Ведущей ногой является та, которой ребенок отталкивается при прыжке.
      • Дайте ребенку карандаш или фломастер посмотрите, какой рукой он будет писать или рисовать.
      Часто у многих детей эти тесты не совпадают. Это говорит о том, что у них оба полушария речевые и что они парциальные (частичные) левши.
      Бывает и так, что у человека абсолютно одинаковые тесты для обеих рук. Это довольно редкое явление. Таких людей называют амбидекстрами и они мастера на все руки. Амбидекстром был Леонардо да Винчи. Его пример подтверждает гипотезу: умение владеть левой рукой точно так же, как правой, способствует гармоничному развитию обоих полушарий мозга.

  2. Вопрос мамы ребёнка 1,5 лет

    Знаю, что очень важно, чтоб ребёнок старался повторять за взрослым. Как привлечь внимание ребёнка и побудить его повторять за взрослым?

    1. Учитель-логопед Фетисова А.С.

      Для привлечения внимания ребенка к лицу взрослого, активизации речевого подражания попробуйте перед тем как начать заниматься с ребёнком надеть дома яркую одежду, необычные шляпы, интересные маски, мама может накрасить губы яркой помадой, надеть крупные серьги.
      Если ребенок не обращает на вас внимания, можно подуть на него, изменить свое поведение: поиграйте в прятки, закрывая свое лицо полотенцем, одеждой и т. п.
      Обращайте внимание ребенка на словесное обозначение характера различных звуков: шуршанье, скрип, бульканье, звон, шелест, стук, звон, крик и т. п.
      Прислушивайтесь к звукам комнаты, звукам за окном, на улице; сопровождайте этот процесс комментарием. Стимулируйте ребенка к произнесению простых слов, обозначающих услышанное им: шум, шаги, стук и т. д.; звукоподражательно обозначайте их. Чтобы сделать речь более понятной и интересной для ребенка, выделяйте ключевые слова интонацией или жестами, например: выразительно мотайте головой.
      Спрашивайте ребенка, что вы делаете, пока он не может ответить, отвечайте за него. Например, «Что мы делаем?» — выдерживаете небольшую паузу — «Идём». Стимулируйте ребенка к произнесению простых слов: «да», «нет». Для этого регулярно в течение дня задавайте ребенку короткие вопросы, предоставляя вариант короткого ответа: «Ты попил воды? Да? Да!», «Ты убрал игрушки? Нет? Нет!». При этом оставляйте паузу между вопросом и ответом, чтобы у ребенка было время для ответного слова, однако не задавайте этих вопросов требовательным тоном, не заостряйте на них внимание; задавайте их «невзначай». Не требуйте от ребенка повторения сложных слов, не заставляйте несколько раз повторять ставшее доступным для ребенка слово. Подобные действия способствуют усилению речевого негативизма ребенка. Родители не должны на начальных этапах работы добиваться четкого произнесения какого-либо звука, слова. Следует поощрять любое проявление речевой активности, при этом демонстрируя верный образец речи. Для развития слухового восприятия ребенка полезно, если иногда родители будут разговаривать с ребенком шепотом, играя, например, в разведчиков. Полезно чередовать «игру в поручения», давая инструкции то громкой, то шепотной речью.

  3. Вопрос мамы ребёнка 2 лет

    Здравствуйте. Сыну 2 года, но при общении он использует только жесты и несколько слов. Как я могу помочь своему ребёнку заговорить?

    1. Учитель-логопед Фетисова А.С.

      Здравствуйте. Старайтесь придерживаться данных рекомендаций:
      1). В общении с ребенком используйте насыщенную эмоционально-волевыми интонациями побудительную форму речи: побудительные предложения стимулируют собеседника к активному действию. Побудительные предложения могут обозначать распоряжение, требование, приглашение, просьбу, объяснение, согласие, одобрение, запрещение, вопрос и т. п. Такая форма общения стимулирует развитие понимания речи, позволяет контролировать понимание им услышанной речи.
      2). Комментируйте действия ребёнка максимально эмоционально насыщенно, правильно использовать интонацию, логические ударения. Речевым комментарием сопровождайте как собственные действия, за которым наблюдает ребенок, так и действия ребенка.
      3). Используйте в речи простые для восприятия ребенка слова, короткие фразы.
      4). Говорить с ребенком необходимо, привлекая внимание к своей четкой, зачастую утрированной артикуляции.
      5). Важно подобрать, какой тон голоса воспринимается ребенком лучше: высокий или низкий. Поэкспериментируйте с высотой голоса, обратите внимание, в каком случае ребенок лучше воспринимает инструкции.
      6). Так же обратите внимание на недопустимость ультимативной формы общения с безречевым ребенком. Исключите словесные понукания: «скажи», «повтори», так как такая форма общения с ребенком усиливает речевой негативизм.
      7). Рассказывайте ребенку о том, что вас окружает во время совместных поездок на машине, прогулки краткими, четкими, но подчеркивающими различные интересные детали окружающей обстановки, предложениями.
      8). Не стесняйтесь разговаривать с ребенком на улице о каких-либо «итак понятных» социальных явлениях и т. п., это может привести к ограничению социального и речевого опыта ребенка.
      9). Вовлекайте ребенка в диалог, делайте удлинённую паузу после вопросов. Поощряйте любую речевую реакцию ребенка. Используйте альтернативные вопросы, подсказывая тем самым ребенку ответ.
      10). На начальных этапах любую речевую реакцию ребенка необходимо подхватывать, поощрять, допущенные ошибки не исправлять.
      11). При общении с ребёнком по поводу предмета или предметных действий, включенных в общение, важно вызвать необходимость назвать этот предмет, произнести слово.
      12). Не следует удовлетворять все потребности ребенка, не дожидаясь какого-либо проявления просьбы, если предвосхищать все желания ребенка, не давая ему хотя бы криком, одним звуком выразить их, у него так и не появится стимул заговорить.
      13). Если ребенок выразил свои желания с помощью жестов или мимики, обязательно вербализируйте его сообщения.

      Но, конечно, лучше показать ребёнка специалисту.

  4. Вопрос от Ануш Саргсяновны, мамы пятилетнего Ашота

    Слышала о звуковом методе при обучении чтению. В чем его плюсы и минусы?

    1. Учитель-дефектолог Соловьева А.В.

      Звуковой метод обучения чтению — это традиционный метод, получивший широкое распространение. Именно по этой методике в советское время учили читать детей в школах, по этой же методике учат читать детей и во многих современных школах. Подробнее

  5. Вопрос от Марианны, мамы Давида (5 лет)

    Как научить ребенка ориентироваться в пространстве?

    1. Учитель-дефектолог Соловьева А.В.

      К пятилетнему возрасту ребенок должен свободно ориентироваться в таких понятиях:
      — Различать правую и левую руку;
      — Раскладывать предметы правой рукой слева на право (для правшей);
      — Определять направления от себя: направо (справа) — налево (слева);
      — Двигаться в заданном направлении (влево-вправо).
      Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных игр и упражнений. Подробнее

  6. Вопрос от мамы ребенка 1,5 лет

    Как объяснить ребенку понятия «большой-маленький»?

    1. Учитель-дефектолог Гут Е.В.

      Математикой можно начать знакомиться с самого раннего возраста. Самое простое и легкое для малышей – это понятие величины предметов: большой и маленький. Занятия на изучение понятия «большой – маленький» можно начинать примерно в год.
      Постоянно, в быту, указывайте ребенку на однородные предметы контрастной величины: большая тарелка – маленькая тарелка, большая ложка – маленькая ложка, большой мячик – маленький мячик, и так далее. Подробнее

  7. Вопрос

    Мой ребенок посещает речевую группу, нужно ли заниматься с ребенком дома?

    1. Учитель-логопед Момотова Н.А.

      Ежедневные методические рекомендации обязательны в логопедической группе. Без вашей помощи логопед не сможет решить коррекционных и развивающих задач, не преодолеет отставания в речевом и общем развитии ребёнка. Подробнее

  8. Родители группы «Дошколёнок 1»

    При выполнении заданий ребёнку сложно понять, когда буква Ё обозначает один звук, а когда два.

    1. Учитель-логопед Лузан С.В.

      Уважаемые родители, для лучшего понимания этой проблемы, а также других, связанных с различением речевых звуков и букв, советую вам обратиться к моей консультации по фонетике, которая была размещена на сайте Центра в «Консультационном онлайн пункте для родителей» 9-10 апреля.
      Знания о речевых звуках очень важны для ваших детей в процессе обучения чтению. Грамотный подход к этому вопросу крайне необходим для предупреждения возможных нарушений чтения и письма в 1 классе.
      Необходимо различать гласные звуки и гласные буквы.
      Гласные звуки мы можем петь, они состоят только из голоса. К ним относятся: [и], [ы], [у], [э], [о], [а] (6 звуков). Но буквы Я, Е, Ё, Ю каждая состоят из 2х звуков. Получается, что гласных звуков 6, а гласных букв 10. Гласные звуки мы маркируем красным цветом.

      Итак, продолжаем работать с нашим пособием: Я учу звуки и буквы. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет / сост. Н.А. Глаголева, Л.В. Цыбирева/ Под ред. М.Д. Маханёвой. – М.: ТЦ СФЕРА, 2018. – 64 с. (Предшкольная подготовка). Сегодня выполняем задания для буквы Ё.

      Прежде всего, обратите внимание, на стр. 53 в задании № 1 в пособии возможна ошибка: Ё=[Й, О] (а не =[Й, Э] это вариант для буквы Е )

      В каких случаях буква Ё обозначает 2 звука? Таких случаев 3:
      — если она находится в начале слова. Обратите внимание на задание 1, стр. 53 (). В слове ЁЖИК буква [Ё] состоит из двух звуков [Й], [О].
      — второй вариант: буква Ё находится после гласной: ПОЁМ, ДАЁМ. В данном случае она тоже состоит из двух звуков [Й], [О].
      — и третий вариант, с которым ваши дети пока не сталкивались, когда буква Ё находится после разделительного мягкого знака (Ь): ЛЬЁТ, ШЬЁТ. Здесь тоже буква [Ё] состоит из двух звуков [Й], [О].
      При выполнении заданий используйте план-конспект занятия на сайте центра, в нём прописаны все рекомендации. Они помогут вам выполнить все задания правильно.

      Успехов вам при выполнении заданий!

  9. Вопрос от мамы Миланы З., 6,5 лет

    На индивидуальных занятиях с логопедом дочь научилась говорить твёрдый звук Л, но в речи ещё путает его с мягким ЛЬ. Подскажите, пожалуйста, комплексы упражнений на различение этих звуков.

    1. Учитель-логопед Лузан С.В.

      Организуйте автоматизацию звука в форме игровых занятий. Для 6-летнего ребёнка занятия по продолжительности должны занимать 30 минут. Нельзя допускать возникновения утомления. Для этого модно использовать подвижные игры с мячом, выполнять пальчиковые упражнения в качестве динамических пауз. Каждый комплекс упражнений необходимо отрабатывать, добиваясь чёткого и правильного произношения. Только после этого можно переходить к следующему блоку заданий. Подробнее

  10. Екатерина Ивановна, мама дошкольницы

    Наша малышка ни с того ни с сего начала кричать на нас с папой, обижаться. Это вообще нормально? Мы не знаем, как себя вести, когда она высказывает нам свои претензии, да еще и с криком.

    1. Педагог-психолог Зорина О.Ю.

      Здравствуйте, Екатерина Ивановна. Спасибо за вопрос.
      Когда маленьких ребенок предъявляет претензии родителям, безусловно могут возникать противоречивые чувства и даже ощющение беспоможности. Для прояснения сути конфликта приглашаем Вас на консультацию в Центр после снятия режима самоизоляции. Но по скольку на даннй момент это не предоставлется быть возможным, рекомендую следующее. Подробнее

  11. Евгения Александровна, мама мальчика 5-и лет

    Здравствуйте. Мне кажется, что у нас растет эгоист. Его трудно дозваться, если он играет, не терпелив. Как можно научить его самоконтролю?

    1. Педагог-психолог Зорина О.Ю.

      Здравствуйте, Евгения Александровна. Благодарю за вопрос.
      На тему про эгизм Вы может ознакомиться в моей консультации от 30 апреля. Мне хотелось бы остановиться подробнее на теме по развитию самоконтроля у ребёнка.
      Брать под контроль свои эмоции, делать то, что НАДО, даже если НЕ ХОЧЕТСЯ, преодолевать лень и неуверенность на пути к намеченной цели — необходимые качества успешного человека.
      Предлагаю Вам следовать нескольким секретам. Подробнее

  12. Вопрос от мамы

    Добрый день! Подскажите, пожалуйста, что делать, если ребенок невнимательный совсем. Допускает ошибки при выполнении письменного задания, воспринимает информацию совсем не так, как её доносят. Не собранный. Например, ему в школе (2 класс) дают домашнее задание придумать три предложения о осени с разными знаками в конце. Он пишет: Наконец-то наступила весна! Не знаю, что с ним делать?

    1. Педагог-психолог Соколова Ю.М.

      Здравствуйте. Необходимо определить эмоциональное состояние ребенка. Неспособность сосредоточится, часто связаны, с непосильной нагрузкой. В какой-то момент мозг отключается и перестает воспринимать поступающую в него информацию. Тогда нужно корректировать расписание ребенка, пересматривать его занятость, обучать его приемам самоорганизации и т.д. Возможно, ребенку может быть просто неинтересно, не важно, что происходит в данный момент, то есть, у него нет мотивации. Может быть, и сочетание указанных мной факторов, и влияние других явлений. Понимание сути проблемы — первый и очень важный шаг на пути ее преодоления. Также может быть снижена концентрация внимания, что не позволяет эффективно обрабатывать информацию, снижен уровень развития памяти. Если причина в этом, то дальше нужно заниматься развитием внимания и способности запоминания.

  13. Вопрос от мамы

    Здравствуйте, у нас такая проблема. Сыну 9 лет. У него отдельная комната. Проблема в том, что он не может уснуть один. Нужно, чтобы я лежала с ним рядом, пока он не уснет. Я уже пробовала и свет включать, а он встанет около двери и стоит или подходит ко мне и плачет.

    1. Педагог-психолог Соколова Ю.М.

      Здравствуйте. Как показывает практика, страх засыпать одному присущ не только деткам дошкольного возраста, но и детям школьного возраста, даже подросткам. Чтобы помочь ребенку необходимо разобраться в причинах и справиться с ними. Нельзя насильно отправлять ребенка в кровать, посмеявшись над его страхами, также нельзя потакать его желанию спать в родительской кровати. Дети 9 лет имеют очень бурную фантазию, они запросто могут вообразить себе чудовище под кроватью. При этом бесполезно его пробовать убедить в том, что это всего лишь фантазии — нужно просто помочь ему победить его страх. Нередко дети бояться засыпать после просмотра фильма ужасов или компьютерных игр. Ограничьте просмотр страшных фильмов, не читайте на ночь сказок со злыми персонажами. Иногда причиной подобного поведения у детей является нехватка родительского внимания. Возможно у Вашего ребенка не страх темноты, а желание провести с вами больше времени. В любом не высмеивайте и не обесценивать страх ребенка. Попробуйте поговорить с ним о его страхах, понять, чего он боится на самом деле. Можно поставить красивый ночник, он создаст в комнате атмосферу уюта. Перед сном не давайте играть в активные игры, не ругайтесь и не шумите. Перевозбужденной детской психике сложно успокоиться, ребенку могут присниться кошмары. Если ничего не помогает и ребенок приходит к вам в кровать, не ругайте его. Спокойно отведите в его комнату, включите ночник, посидите рядом, пока он не уснет. Оставляя его в своей кровати, вы поощряете тем самым его страхи.

  14. Вопрос от мамы

    Здравствуйте. У меня сын 4 года, гиперактивный. У нас постоянные жалобы со стороны окружающих, что он балуется, никого не слушает, но самое печальное, что дерётся и забирает игрушки у других ребят. Сам не играет и другим не даёт. Ситуация усложняется в местах с большим количеством детей или людей. Почему он так себя ведёт и что делать?

    1. Педагог-психолог Соколова Ю.М.

      Здравствуйте. Ответ, скорее всего, содержится в первой Вашей фразе. Если ваш малыш действительно гиперактивный, то такое поведение является закономерным продолжением этого. Такие детки легко и быстро перевозбуждаются, испытывают сложности при контроле своих эмоций, особенно тяжело им дается необходимость строго следовать правилам и нахождение среди скопления людей. Для начала — обратитесь к неврологу, опишите, что происходит. Гиперактивность — медицинский диагноз и требует не только психолого-педагогической помощи, но и наблюдения грамотного врача. Ребенку с гипердинамическим синдромом требуется много родительского внимания. Необходимо развивать его усидчивость и взаимодействие с окружающим миром. Ему нужны похвалы и награды, одобрение и поддержка, больше родительской любви. Родители прежде, чем наказать ребенка, должны учесть, что он вполне нормальный по интеллекту, но у него проблемы с регулированием своей моторной деятельности. Поэтому он не специально совершает то, что ему запретили, а просто не может себя остановить. Необходимо правильно организовать режим дня. Придумать свои ритуалы. Больше гулять на улице. Желательно записать ребенка на спортивную секцию. Хорошо подойдут плаванье, гимнастика, бег, верховая езда, спортивные танцы. Необходимо и дома устроить спортивный уголок, чтобы ребенку было, где выплеснуть энергию.

  15. Вопрос

    Можно ли и когда рассказывть малышу о войне?

  16. Вопрос от родителей группы «Знайка»

    Дети в первом классе допускают много ошибок при переносе слов, испытывают большие трудности при разделении слов на слоги и запоминании правил переноса.

    1. Учитель-логопед Лузан С.В.

      Для обучающихся 1 класса очень важно освоение учебного действия слогового анализа слов. Осознанное понимание слога как единицы слова и речи появляется при обучении слогослиянию и послоговому чтению. Если уже на этом этапе ребёнок понял строение слога, слогообразующую роль гласного звука (одно из первых правил – сколько в слове гласных, столько и слогов), ему будет значительно легче выполнять слоговой анализ слова.
      Ребёнку, конечно, необходима будет ваша поддержка в том, чтобы разбираться в строении слогов, ведь они очень разные, в них разное сочетание и порядок расположения гласных и согласных звуков. При обучении в школе учителя используют различные приёмы обучения детей слоговому анализу, о которых вы можете расспросить их и позаниматься дома. Это могут быть хлопки (опора на слух и чувство ритма), ощущения от движения подбородка, зрительные опоры на цветные схемы.
      При этом решаются образовательные задачи:
      Формирование умения делить слова на слоги и определять их количество;
      Выполнение действий подбора слов с определённым количеством слогов , преобразования и составления слов из заданных слогов.
      Развитие действий по определению места ударения, ударного слога.
      Действие переноса слов осваивается ребёнком на основе уже сформированного слогового анализа и дополняется определёнными правилами:

      Правила переноса слов.

      • Слова переносят по слогам (ват-руш-ка);
      • Нельзя оставлять одну букву на строчке (о-сень);
      • Нельзя переносить одну букву на другую строчку (бела-я);
      • Нельзя отрывать буквы и знаки Й,Ъ,Ь от слога (ли-ней-ка).

      Я предлагаю вам занятие по теме «Делим слова на слоги», целью которого является развитие умения правильно делить слова на слоги для переноса и определять место ударения.
      Надеюсь, оно будет вам полезным.

  17. Родители группы «Дошколёнок 2»

    При выполнении заданий ребёнку сложно понять, когда буква Ю обозначает один звук, а когда два.

    1. Учитель-логопед Лузан С.В.

      Уважаемые родители, для лучшего понимания этой проблемы, а также других, связанных с различением речевых звуков и букв, советую вам обратиться к моей консультации по фонетике, которая была размещена 9-10 апреля.
      Знания о речевых звуках очень важны для ваших детей в процессе обучения чтению. Грамотный подход к этому вопросу крайне необходим для предупреждения возможных нарушений чтения и письма в 1 классе.
      Необходимо различать гласные звуки и гласные буквы.
      Гласные звуки мы можем петь, они состоят только из голоса. К ним относятся: [и], [ы], [у], [э], [о], [а] (6 звуков). Но буквы Я, Е, Ё, Ю каждая состоят из 2х звуков. Получается, что гласных звуков 6, а гласных букв 10. Гласные звуки мы маркируем красным цветом.
      В каких случаях буква Ю обозначает 2 звука? Таких случаев 3:
      — если она находится в начале слова. Обратите внимание на задание 1, стр. 57 (Я учу звуки и буквы. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет / сост. Н.А. Глаголева, Л.В. Цыбирева/ Под ред. М.Д. Маханёвой. – М.: ТЦ СФЕРА, 2018. – 64 с. (Предшкольная подготовка)). В словах ЮЛА и ЮБКА буква [Ю] состоит из двух звуков [Й], [У].
      — второй вариант: буква Ю находится после гласной: МОЮ, ПОЮ, СЕЮ. В данном случае она тоже состоит из двух звуков [Й], [У].
      — и третий вариант, с которым ваши дети пока не сталкивались, когда буква Ю находится после разделительного мягкого знака (Ь): ВЬЮГА, ЛЬЮ, ШЬЮ. Здесь тоже буква [Ю] состоит из двух звуков [Й], [У].

      Успехов вам при выполнении заданий!

  18. Вопрос мамы

    Здравствуйте! Мой трёхлетний ребёнок не хочет со мной заниматься. На все предъявляемые мной задания говорит: «Нет». Как быть?

    1. Учитель-логопед Фетисова А.С.

      Здравствуйте. Мы не должны забывать, что ведущий вид деятельности в данном возрасте – игра. Поэтому важно делать всё, чтобы поставленная цель была достигнута в непроизвольной игровой форме.
      Конечно же, имеет значение и то, как вы предлагаете ребенку играть, как даете игровое задание. Лучше всего, привносить новую игру в уже существующие игровые моменты с ребенком. Например, начинаете увлеченно строить гараж рядом с ребенком, который возит машинку, проговаривая цвета кубиков, действия и т.д.
      Позже можно включать занятия в режим дня и ребенок начнёт привыкать к тому, что сейчас его ждет интересная игра с родителями. Не забываем и про поощрения в конце занятия, это может быть сладость, наклейки, штампики, поход на горку после занятия — все, что поддерживает мотивацию.
      Обязательно хвалите и поддерживайте малыша. Теплые слова, умение замечать старание и усилия — самые сильные мотиваторы. Не заостряйте внимание на его ошибках или неточностях, любые попытки взаимодействия с вами необходимо поддержать. Не стоит бояться перехвалить малыша вдохновляющими словами.
      Проводите занятия на улице, используйте все окружающие предметы, чтобы закрепить с ребенком какие-то понятия. Непринужденная естественная обстановка, в которой вы играете с ребенком, помогает малышу воспринимать занятие, как увлекательную игру.

  19. Вопрос

    Мой ребенок заикается, что делать?

    1. Учитель-логопед Момотова Н.А.

      Заикание относится к одному из самых распространенных расстройств речи.
      До настоящего времени этиология заикания, механизмы его развития ещё недостаточно изучены. Считается, что чаще всего провоцирующим фактором заикания является испуг. Однако все дети в детстве пугаются, но не все после этого начинают заикаться. Заикаются, как правило, дети, имеющие к этому наследственную (генную) предрасположенность: заикается кто-то из родителей либо даже дальний родственник. Возможно, кто-то в семье очень быстро и невнятно говорит или имеет вялую и нечёткую речь. Подробнее