Размер шрифта: А А А Цвет сайта: Ц Ц Ц Изображения: Вкл Выкл Обычная версия

г. Красноярск, ул. Академика Вавилова, 86Б

т. 201-24-49

Консультационный онлайн пункт для родителей

  1. Вопрос

    Как распознать задержку речевого развития?

    1. Учитель-логопед Момотова Н.А.

      За речью ребенка нужно следить в любом возрасте, даже когда этой речи как таковой еще нет.
      При нормальном речевом развитии до появления словесной, звучащей речи ребенок уже «разговаривает» со взрослым с помощью жестов, взглядов, криков, звуков. Так он усваивает структуру диалога – «скелет» общения, который потом обрастает речью. Если этот этап не пройден, дальнейшее развитие речи нарушается.
      Нужно обращать внимание на отклонения от нормы.
      В 3–6 месяцев ребенок обычно пробует артикуляционный аппарат в действии и произносит много звуков. Малыш гулит, кряхтит, поет, прислушивается, реагирует на голос, интонацию, узнает знакомые голоса.
      В 6–9 месяцев – лепет: слоги и цепочки слогов; пытается повторять услышанные звукосочетания и только ситуативно связывает их с предметами или действиями.
      В 10–12 месяцев – длинные цепочки слогов сворачиваются в первые слова, которые могут выражать целую мысль или ситуацию. Ребенок понимает названия знакомых предметов, выполняет простую инструкцию, например, «дай мяч!». В год ребенок должен знать свое имя, легко вступать в коммуникацию и взаимодействие с родителями и детьми на площадке.
      Нужно обращать внимание не столько на активный словарь, сколько на то, понимает ли ребенок обращенную речь, реагирует ли на простые речевые инструкции. Например, «принеси бутылочку» – идет туда, где обычно стоит бутылочка, «идем мыть ручки» – идет в ванную комнату, имитирует мытье рук.
      В 12–18 месяцев – количество простых слов растет, ребенок соотносит слова с конкретными предметами или действиями, находит их на картинках.
      В 2 года ребенок понимает двухступенчатую инструкцию «сходи… и принеси…», говорит простую фразу из 2 слов, начинает формироваться грамматика.
      Речь – это функция мозга, а мозговые структуры созревают в определенные сроки. До 2 лет активизируются те участки мозга, которые отвечают за понимание и воспроизведение речи.
      Если у ребенка в 2 года нет фразовой речи, возможно, у него дисфункция речевых зон мозга или более серьезная причина задержки развития.

  2. Вопрос

    В нашей семье недавно появился ребенок. Что нужно ребенку для развития речи?

    1. Учитель-логопед Момотова Н.А.

      Чтобы речь появилась, обязательно необходим фундамент:
      • ребенок должен понимать инструкцию: «дай мне мяч», «принеси книгу»;
      • использовать лепет: «па-па-па», «да-да-да»;
      • общаться жестами: указательный жест, жест просьбы – «дай-дай», жест прощания – «пока-пока»;
      • правильно жевать и глотать.
      Кроме того, у ребенка должна быть потребность учиться говорить и совершенствовать средства общения.
      Для этого необходимы:
      • желание ребенка общаться со взрослым;
      • желание взрослого общаться с ребенком;
      • ситуация, когда взрослый доброжелательно реагирует на инициативы ребенка, но иногда не понимает или делает вид, что не понимает, что именно ребенок просит.

      1. Формируйте указательный жест.
      2. Учите ребенка кивать головой как ответ «да» и махать головой как ответ «нет».
      3. Важное умение для речи – научиться соблюдать очередность: научите малыша по очереди стучать ложками, бросать мячик, строить башню из кубиков; говорите по очереди: говорит папа – пауза – говорит мама.
      4. Используйте простые и понятные слова. Например, идет кот: «мяу-мяу», «топ-топ».
      5. Говорите с ребенком громко, медленно и четко, убрав «слова-шумы»: «Дай мне мяч!» вместо «Ой, Ванечка, дай маме, пожалуйста, вот этот синенький маленький мячик!».
      6. Говорите эмоционально – интонацию и мимику ребенок считывает лучше смысла слов.
      7. Проговаривайте и озвучивайте все действия ребенка, комментируйте все, что с ним происходит, повторяйте, что он произносит.
      8. Стройте диалог с ребенком, даже если он еще не говорит – задавайте вопрос и делайте паузу – смотрите в глаза.
      9. Читайте много раз одни и те же сказки, стихи.
      10. Катайте ребенка на качелях, каруселях, крутите на гамаке, чаще ходите на детскую площадку. Доказано, что развитие вестибулярной системы способствует интеллектуальному развитию.

  3. Мама Саши П. (4 года) задает вопрос учителю-дефектологу

    Как научить ребенка не путать противоположные понятия?

  4. Екатерине 8 лет, мать жалуется

    Девочка ведет себя беспокойно, часто нервничает и паникует. Когда берется за что-то новое, сразу говорит, что у нее не получится, поэтому часто даже отказывается от действия. Достигнутый успех в каком-то деле она считает скорее случайностью, нежели результатом своего труда. Катя полностью зависит от мнения других, старается практически во всем их копировать. Мать девочки спрашивает, как помочь ребенку.

    1. Педагог-психолог Куцонец А.Д.

      Одной из возможных причин может быть заниженная самооценка.
      Начиная с детского сада и на протяжении всей жизни, самооценка играет очень важную роль для каждого человека. Как родители могут повысить самооценку ребенку, чтобы он стал уверенным в себе? Чем ребенку грозит заниженная самооценка? Маленькому ребенку заниженная самооценка может мешать овладевать новыми навыками и умениями, а также налаживать контакты со сверстниками. Дело в том, что потерпев неудачи несколько раз подряд, ребенок будет бояться браться за что-то новое. У подростка проблема заниженной самооценки имеет более масштабные результаты. В отличие от взрослых, у которых на формирование самооценки влияет множество факторов, у детей чаще всего самооценку формируют сами родители. Поэтому с раннего детства нужно начинать действовать очень осторожно.
      Как же повысить самооценку ребенка? Чтобы ваш ребенок не страдал заниженной самооценкой, нужно с раннего детства работать над ее повышением. Для этого важно принять во внимание несколько важных правил:
      1. Старайтесь никогда не сравнивать свою дочь с другими детьми. Часто бывает, что родители ставят сыну или дочке в пример соседских детей, их друзей или одноклассников, указывая на их успехи, и в то же время на недостатки своего ребенка. Это большая ошибка многих мам и пап ребенка можно и нужно сравнивать только с самим собой, при этом всегда отмечать его успехи. Например: «Еще месяц назад ты читал гораздо хуже, а сейчас очень хорошо».
      Очень распространено, когда родители сравнивают детей с их братьями и сестрами. Это чревато еще одной серьезной проблемой ревностью, которая конфликты.
      2. Указывайте Кате на ее преимущества и достоинства, чтобы она сама поняла, в чем ее сильная сторона. Например, если она в какой-то области откровенно слаба, найдите то занятие, которое у нее получается лучше всех, и постоянно об этом напоминайте.
      Если у ребенка есть явные недостатки, помогите ему от них избавиться. Например, если у ребенка излишний вес, и он страдает от насмешек одноклассников, его можно записать на танцы, в спортивную секцию.
      3. Избегайте физических наказаний, которые могут не только унизить ребенка, но и поспособствовать тому, что из спокойной девочки вырастет агрессивный, и неуверенный в себе человек. Поэтому если обстоятельства сложились таким образом, что ребенка нужно наказать за какой-то проступок применяйте словесные меры воздействия или на некоторое время лишите его каких-то привилегий: сладостей, просмотра телевизора, игры на компьютере, покупки новой игрушки. И еще забудьте о крике, говорить с ребенком нужно спокойно и уверенно.
      Как уже говорилось выше, заниженная самооценка это одна из возможных причин. Для точного выявления причины приглашаем на очную консультацию.

  5. Вопрос

    Артему 7 лет. Мать мальчика говорит, что Артем не хочет ходить в школу. Пока собираются, он кричит, плачет. Что делать?

    1. Педагог-психолог Куцонец А.Д.

      Родители часто сталкиваются с такой ситуацией, когда ребенок отказывается идти в школу, кричит, плачет, не хочет просыпаться по утрам. Такая проблема может носить комплексный характер, и выявить одну причину такого поведения очень сложно.
      Существуют некоторые факторы, которые влияют на нежелание ребенка ходить в школу.
      В первую очередь стоит обратить внимание на возраст ребенка.
      В семь лет наступает очередной возрастной кризис, связанный, в том числе и с поступлением ребенка в школу. Если ребенка отдали в школу раньше, чем его психика была к этому готова, адаптация будет протекать тяжело, чем и будет вызвано нежелание ребенка сидеть на уроках. Это происходит в том случае, если учебная деятельность еще не стала ведущей — а по-прежнему ею является сюжетно-ролевая игра.
      Возрастной кризис и переход от одной ведущей деятельности к другой не случается ровно по часам, как только ребенку исполнилось семь лет. Поэтому прежде, чем решить отдавать ли ребенка в первый класс, лучше посетить психолога и выяснить, готова ли психика ребенка к новой деятельности.
      У первоклассников проблема часто в трудностях адаптации. Ребенку просто некомфортно в незнакомой обстановке и хочется домой, где все понятно и знакомо. Особенно так бывает в семьях, где родители долгое время ограждали ребенка от трудностей. В итоге ребенок чувствует себя чужим в школе: не может найти общий язык со сверстниками и не знает, как общаться с учителями.
      Если Артем учится в первом классе и отказывается ходить в школу, возможно, стоит посетить психолога и следовать его рекомендациям для смягчения процесса адаптации. Возможно, стоит пересмотреть нагрузку, отменить дополнительные занятия. Отдых и игра — обязательные процессы для первоклассника, которыми ни в коем случае нельзя пренебрегать.
      Следует заниматься социализацией ребенка, просить его выполнять простые поручения: сходить в ближайший магазин, съездить с кем-то из взрослых – но не с мамой и папой – куда-нибудь на общественном транспорте. Родители должны моделировать ситуации, в которых ребенок может проявить самостоятельность.
      Еще может быть, мальчик боится не оправдать ожидания родителей и переживает, если у него что-то не получается. Ребенок может расстраиваться даже из-за мелких неудач – забыл тетрадку, не получаются ровные крючки в прописях, родители забрали с уроков позже других.

  6. Папа близнецов Сергея А. и Михаила А. (2 года) спрашивает

    Сыну (точнее, двум, у нас близнецы) 2 года. Он не реагирует на обращение к нему. Такое чувство, что он находится в своем мире. Он еще не говорит ни одного слова (хотя второй уже начал говорить свои первые слова). Второй ребенок достаточно нормально развит. Они семимесячные, делали кесарево. Была жидкость в головках, принимали сомазин. Подскажите, пожалуйста, что нам предпринять.

    1. Учитель-дефектолог Ивченко О.Ю.

      Расскажу немного о развитии понимания речи в онтогенезе. В возрасте до 1 года приоритетное развитие происходит в височной области правого полушария. То есть у ребенка в первую очередь созревает способность целостно воспринимать неречевые (предметные) шумы (громкость, тональность, источник, мелодика, ритм, интонация). К неречевым шумам относятся и звуки, издаваемые животными. Это фундамент для последующего понимания речи, поэтому малышам так важно обеспечивать разнообразное звуковое окружение. В результате у ребенка появляются первые звукоподражания. Подробнее

  7. Мама Ильи К. (4 года) спрашивает

    Мы не ходим в детский сад. Как это скажется на развитии ребенка в дальнейшем?

    1. Учитель-дефектолог Ивченко О.Ю.

      Обычно детей приводят в сад, когда им исполняется 3 года. Это прекрасный возраст для начала активных знакомств со сверстниками. Дети учатся общаться и с педагогами, привыкают к определенным общественным нормам и правилам поведения. Все это помогает малышам социализироваться. И на следующем этапе, когда придет пора отправляться в школу, им будет легче устанавливать контакты с одноклассниками, с преподавателями, да и вообще с людьми в целом. В садике крохи приучаются и к определенному режиму. Встают, кушают и гуляют в одно и то же время. Это в первую очередь полезно для здоровья, во вторую — для дисциплины. Если дома малыш не хочет подниматься, часто мама и не заставляет. Каждый ли день вместе с родителями малыш выходит играть во двор, да еще и в один и тот же час? А если взрослые устали? А если вдруг возникли дела? Далеко не всегда это возможно. Кроме того, часто именно в саду дети учатся тому, чего раньше не умели: ходить на горшок, мыть руки, завязывать шнурки, хотя дома ничего не получалось.
      Как воспитывать ребенка дома, если вы не посещаете детский сад?
      Если родители приняли решение обойтись без детского сада и воспитывать ребенка дома, важно помнить о некоторых важных вещах.
      Малышу необходим строгий режим дня. Разработайте оптимальное расписание для своего ребенка. Можно посоветоваться со специалистами или хотя бы придерживайтесь графика детских садов: ранний подъем, завтрак, какие-то занятия, игры, обед, обязательно дневной сон, прогулка, ужин и своевременный отход ко сну. Иначе из-за перенапряжения нервной системы ребенок может чувствовать себя уставшим. Вас ждут капризы и плохое настроение, а когда начнется школа, тут уж не удивляйтесь большим сложностям с адаптацией к новому ритму жизни.
      Кружки и развивающие занятия нужно посещать в первой половине дня. Затем должен быть перерыв, дневной сон, а после можно еще немного позаниматься, но уже с меньшей нагрузкой. И помните, крохе нужно общение со сверстниками, не лишайте его этой возможности!

  8. Вопрос от Натальи Романовны, мамы Сережи (1,4 года)

    В каком возрасте начинать подготовку ребенка к детскому саду и как правильно его подготовить?

    1. Педагог-психолог Руденко О.В.

      Детские психологи считают оптимальным возрастом 2,5 – 3 года. К этому моменту вырабатываются навыки общения, осознается разница между сверстниками и старшими, появляется готовность принимать авторитет воспитателя. На этот же период приходится пик любознательности и активного познания мира, дошкольное заведение поможет утолить жажду новых знаний и получить необходимые навыки социального общения. Подробнее

  9. Вопрос от Ирины Андреевны, мамы Наташи (8 лет)

    Ребенка не усадить за выполнение домашних заданий. Как нам быть?

    1. Педагог-психолог Руденко О.В.

      Самое важное что должно быть в жизни школьника, особенно, если он только на самой начальной ступени к знаниям, это то же, что и малышам: режим дня, чёткость и справедливость требований, отсутствие перегрузки и излишней строгости, возможность обсудить чувства со взрослыми, внимание, забота и любовь, независимо от поведения и возраста. Подробнее

  10. Родители группы «Дошколёнок 2»

    Просим продолжить консультирование по выполнению заданий, поскольку вынуждены выполнять задания в онлайн-режиме. Расскажите, как правильно выполнить задания на букву Ж.

    1. Учитель-логопед Лузан С.В.

      Сегодня я расскажу вам, как выполнить задания на тему буквы Ж.
      Буква Ж

  11. Родители группы «Дошколёнок 2»

    Просим продолжить консультирование по выполнению заданий, поскольку вынуждены выполнять задания в онлайн-режиме. Расскажите, как правильно выполнить задания на букву Э.

    1. Учитель-логопед Лузан С.В.

      Сегодня я расскажу вам, как выполнить задания на тему буквы Э, которая является последним, шестым гласным звуком нашего языка (напоминаю остальные звуки: А,О,У,И,Ы).
      Буква Э

  12. Родители группы «Дошколёнок 2»

    Просим продолжить консультирование по выполнению заданий, поскольку вынуждены выполнять задания в онлайн-режиме. Расскажите, как правильно выполнить задания на букву Э.

    1. Учитель-логопед Лузан С.В.

      Сегодня я расскажу вам, как выполнить задания на тему буквы Е.
      Буква Е

  13. Вопрос от родителей группы «Дошколёнок 2»

    Просим продолжить консультирование по выполнению заданий, находимся на карантине и пока не можем посещать занятия. Расскажите, как правильно выполнить задания на букву Ш.
    И ещё, ответьте, пожалуйста: при выполнении заданий на букву Ш ребёнку сложно понять, почему мы слышим после него Ы, а пишем И.

    1. Учитель-логопед Лузан С.В.

      Уважаемые родители! Знания о речевых звуках очень важны для ваших детей в процессе обучения чтению. Грамотный подход к этому вопросу крайне необходим для предупреждения возможных нарушений чтения и письма в 1 классе.
      Необходимо объяснить ребёнку, что буква Ш обозначает твёрдый звук [Ш], поэтому сделать его ещё твёрже с буквой Ы уже нельзя. Вот и пишем букву И.
      Буква Ш

  14. Вопрос от родителей группы «Дошколёнок 2»

    Просим продолжить консультирование по выполнению заданий, находимся на карантине и пока не можем посещать занятия. Расскажите, как правильно выполнить задания на букву Ч.
    И ещё, ответьте, пожалуйста: при выполнении заданий на букву Ч ребёнку сложно понять, почему мы слышим после него Я, а пишем А. Как ему доходчиво это объяснить?

    1. Учитель-логопед Лузан С.В.

      Уважаемые родители! Знания о речевых звуках очень важны для ваших детей в процессе обучения чтению. Грамотный подход к этому вопросу крайне необходим для предупреждения возможных нарушений чтения и письма в 1 классе.
      Необходимо объяснить ребёнку, что буква Ч обозначает мягкий звук [Ч], поэтому сделать его ещё мягче с буквой Я уже нельзя. Вот и пишем букву А.
      Буква Ч

  15. Вопрос от родителей группы Дошколёнок 2

    Просим продолжить консультирование по выполнению заданий в пособии «Я учу звуки и буквы» для родителей болеющих детей.

    1. Учитель-логопед Лузан С.В.

      Добрый день, уважаемые родители! На этой неделе мы будем работать с буквами Й и Я. Для вас я размещаю две консультации по выполнению заданий по этим буквам. Желаю успеха и скорейшего выздоровления.
      Буквы Й и Я

  16. Вопрос от родителей группы Дошколёнок 2

    Просим продолжить консультирование по выполнению заданий в пособии «Я учу звуки и буквы» для родителей болеющих детей.

    1. Учитель-логопед Лузан С.В.

      Добрый день, уважаемые родители! На этой неделе мы будем работать с буквами С и З. Для вас я размещаю две консультации по выполнению заданий по этим буквам. Желаю успеха и скорейшего выздоровления.
      Буквы С и З

  17. Вопрос от родителей группы Дошколёнок 2

    Просим продолжить консультирование по выполнению заданий в пособии «Я учу звуки и буквы» для родителей болеющих детей.

    1. Учитель-логопед Лузан С.В.

      Добрый день, уважаемые родители! На этой неделе мы будем работать с буквами Р и Л. Для вас я размещаю две консультации по выполнению заданий по этим буквам. Желаю успеха и скорейшего выздоровления.
      Буквы Р и Л

  18. Вопрос от родителей группы Дошколёнок 2

    У нас дети заболели и мы хотели бы получить консультацию учителя-логопеда, как дома самостоятельно выполнять задание по пособию «Я учу звуки и буквы». Очень не хочется отставать от группы.