Размер шрифта: А А А Цвет сайта: Ц Ц Ц Изображения: Вкл Выкл Обычная версия

г. Красноярск, ул. Академика Вавилова, 86Б

т. 201-24-49

Формирование навыка осмысленного чтения у детей. Скорочтение – глазами учителя-логопеда

IMG_20241106_134043_988

 

6 ноября 2024 года  в рамках проекта «Взаимообучение городов»  учитель-логопед МБУ ЦППМиСП №7 «Способный ребенок» Момотова Наталья Александровна провела   онлайн-семинар «Формирование навыка осмысленного чтения у детей. Скорочтение – глазами учителя-логопеда».

Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие зрительный, речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Ребенок, который не научился читать или плохо это делает, не может постигать необходимые знания и использовать их на практике. Если же ребенок умеет читать, но при этом он не понимает прочитанное, то это тоже приведет к большим сложностям в дальнейшем обучении и, как следствие этого, неуспеваемости в школе.

Чтение начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. Это основа, на базе которой происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и происходит воспроизведение звукопроизносительного образа слова, т.е. его прочитывание. Кроме того, через соотнесение звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание прочитанного.

Скорочтение позволяет максимально быстро и качественно воспринимать большие объемы текста. Владеющие данным навыком люди способны прочитать и понять книгу в среднем в три раза быстрее обычного читателя, что позволяет им гораздо эффективнее использовать время, отведенное на чтение. Навык, безусловно, привлекательный, и многие родители стремятся как можно раньше научить своего ребенка читать «быстрее всех».

При попытке обучить скорочтению ребенка мы сталкиваемся не только с отсутствием необходимого уровня развития памяти и опыта анализа информации и конспектирования, но и с невозможностью стопроцентного погружения в процесс чтения. Даже самому спокойному ребенку будет сложно удержать внимание исключительно на изучаемом тексте.

Мы, специалисты, работающие в этом направлении, советуем родителям, как можно чаще отвечать себе на вопрос: «Зачем?».

Зачем вашему ребенку скорочтение? Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал быстрее всех или просто любил читать? Вы хотите, чтобы он понимал, о чем книга или просто «глотал» строки? Ошибки научить всему и сразу могут привести к тому, что придётся снова учиться читать с самого начала.