Овладение речью имеет огромное значение для психического развития малыша. Речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью. Под влиянием речи перестраиваются его психические процессы: восприятие, мышление, память.
Возрастающий интерес ребенка к предметам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться к взрослым, а это возможно только при овладении речью. Подобная необходимость и является главным стимулом в усвоении речи.
Развивая речь, нужно заботиться не столько о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были подкреплены живыми образами, конкретным содержанием.
А для этого надо не только говорить с ребенком о том или другом, но и знакомить его с реальным миром вещей, явлений, событий. Надо расширять его личный опыт, наглядно обогащать его знания, обогащать его восприятие внешнего мира через органы чувств (зрение, слух, осязание и др.) и через различные действия с предметами и вещами. В этот период малыша особенно интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это»? Пользуйтесь этим благоприятным моментом, больше общайтесь с ребенком, таким образом накапливается его пассивный словарь.
ОЧЕНЬ ВАЖНЫМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АКТИВНОЙ РЕЧИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПОБУЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ К ОТВЕТУ!
Развитию речи ребенка двух лет способствует и рассматривание картинок в книжках. Для этого используются книжки из картона, содержащие одну предметную картинку на странице. Взрослый рассматривает картинки вместе с ребенком и называет изображенные предметы. Обязательно нужно рассматривать и сопоставлять разные изображения одного и того же предмета.
Малышам нужно читать короткие стихи, несложные ритмически, с понятными ребенку образами. Это в первую очередь потешки, песни, прибаутки. Не обязательно специально разучивать с детьми стихотворения, они сами их без труда запоминают, если стихи время от времени повторять.
На третьем году жизни дети начинают все более активно использовать в своей речи глаголы для обозначения своих действий и действий окружающих. Помогайте ему в этом – называйте все, что делаете сами, и комментируйте все действия малыша. Постепенно вводите в речь ребенка прилагательные. Старайтесь, чтобы в вашей речи их было как можно больше, тогда они будут появляться и в речи малыша.
Старайтесь использовать в речи различные падежи. Ребенок, общаясь с вами, слышит грамматические конструкции и учится их употреблять.
Используйте игры и для развития понимания предлогов НА, В, НАД, ПОД, ОКОЛО, У, ЗА.
Особое развивающее значение имеет движение пальцев и кистей рук. Влияние мануальных действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае.
Нашей народной педагогикой созданы игры «ладушки», «сорока-белобока», «коза рогатая» и другие. Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость.
Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, способствуют развитию речи ребенка в раннем возрасте.
Существуют самые разнообразные формы работы по развитию движений пальцев: пальчиковые игры, лепка, рисование, игры с мозаикой, складывание бумаги, действия с песком: пересыпание песка, лепка из сырого песка, действия с пуговицами: застегивание, расстегивание и многое другое. При проведении работы по развитию речи необходимо помнить о главном условии успешности всех видов деятельности — ребенку должно быть интересно! У него должна быть создана положительная мотивация для занятий. Целенаправленная работа над развитием речи двухлетнего малыша поможет ему научиться общаться, разовьет мышление, придаст уверенности и станет залогом успешности.
Рекомендации подготовила
учитель-логопед ЦППМиСП №7
Письменная Татьяна Владимировна